8 апреля 1766 года в Америке запатентовали первую в мире пожарную лестницу длиной около 10 метров. Это изобретение стало революцией в борьбе с огнём! Но Россию в этой истории ждал особый путь.
Вклад русских инженеров: Уже в 1777 году кузнечный мастер Пётр Дальгрен создал первую отечественную раздвижную лестницу длиной до 20 метров. За это он получил медаль от Академии наук. В 1809 году механик Кирилл Соболев изобрёл трёхколенную лестницу, за что был награждён медалью «За полезное».
К 1892 году в России появились лестницы длиной 27 метров.
Эволюция автолестниц: В СССР особой популярностью пользовались съёмные механические лестницы . Их доставляли к месту пожара на конной тяге, а позже — на автомобильных шасси. Например, в 1925 году в Краснодаре была создана уникальная автолестница «Топорник» на базе шасси «Паккард». Она поднималась на 27 метров, а её боевой расчёт состоял из 6 человек! Такие лестницы ценились за маневренность: их можно было использовать даже в узких дворах-колодцах Ленинграда, где зарубежные аналоги не проходили под арками.
Интересные факты: В 1930-х годах пожарные столкнулись с проблемой: контактная сеть троллейбусов мешала работе автолестниц. В Ленинграде лестница, коснувшись проводов, вызвала короткое замыкание. «Топорник» не только тушить помогал, но и воду качал ! На шасси стоял немецкий насос, что позволяло машине работать отдельно от лестницы.
Сегодня пожарные лестницы — высокотехнологичные конструкции на автомобильных шасси. Но история напоминает: даже простые решения могут спасать жизни. Спасибо героям-огнеборцам и изобретателям.